Психологический словарь

Буква С

-= 7 =-

В физиологии и психофизиологии понятие «стимул» тождественно понятию раздражения. В бихевиоризме отношения между стимулом и реакцией понимались механистически: к стимулам относились преимущественно изменения среды («внешние воздействия»), а к реакциям — двигательные ответы организма. В действительности стимул в психологии — это побуждение, эффект которого опосредствован психикой человека, его взглядами, чувствами, настроением, интересами, стремлениями и т. д. Стимул не тождествен мотиву, хотя в ряде случаев может превращаться в мотив.

 

Страсть

Страсть — сильное, стойкое, всеохватывающее чувство, доминирующее над другими побуждениями человека и приводящее к сосредоточению на предмете страсти всех его устремлений и сил. Причины формирования страсти достаточно разнообразны — они могут определяться осознанными идейными убеждениями, исходить из телесных влечений, иметь патологическое происхождение (например, в случае паранойяльного развития личности) (см. Психопатии, Фанатизм). Страсть может быть принята, санкционирована личностью, а может осуждаться ею, переживаться как нечто нежелательное, навязчивое. Основным признаком страсти является ее действенность, слияние волевых и эмоциональных моментов. Объединение страсти и нравственного, разумного начала в человеке нередко выступает движущей силой великих дел, подвигов, открытий.

 

Страх

Страх — эмоция, возникающая в ситуациях угрозы биологическому или социальному существованию индивида и направленная на источник действительной или воображаемой опасности. В отличие от боли и других видов страдания, вызываемых реальным действием опасных для существования факторов, страх возникает при их предвосхищении. В зависимости от характера угрозы интенсивность и специфика переживания страх варьирует в достаточно широком диапазоне оттенков (опасение, боязнь, испуг, ужас). Если источник опасности является неопределенным или неосознанным, возникающее состояние называется тревогой. Функционально страх служит предупреждению субъекта о предстоящей опасности, позволяет сосредоточить внимание на ее источнике, побуждает искать пути ее избегания. В случае, когда страх достигает силы аффекта (панический страх, ужас), он способен навязать стереотипы поведения (бегство, оцепенение, защитная агрессия). В социальном развитии человека страх выступает как одно из средств воспитания: например, сформированный страх осуждения используется как фактор регуляции поведения. Неадекватные реакции наблюдаются при различных психических заболеваниях (см. Фобии).

 

Стремление

Стремление — первичное побуждение, чувственное переживание потребности, тяготение к объекту. В зависимости от меры осознания стремление как динамическая тенденция выражается в виде влечения или желания.

 

Стресс

Стресс (англ. stress — напряжение) — 1) «неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требование» (Г. Селье); 2) неспецифический ответ, функциональное состояние напряжения, реактивности организма, возникающее у человека и животных в ответ на воздействие стрессоров — значительных по силе при действии экстремальных или патологических для организма человека или животного раздражителей; 3) сильное неблагоприятное, отрицательно влияющее на организм воздействие (синоним стрeccop); 4) сильная неблагоприятная для организма физиологическая или психологическая реакция на действие стрессора; 5) сильные реакции организма (как благоприятные, так и неблагоприятные). Понятие было введено канадским физиологом Г. Селье (1936). В современной научной литературе используются преимущественно первое и второе значение термина — стресс.

 

Стрессор

Стрессор (синоним стрессфактор, стресс-ситуация) — чрезвычайный или патологический раздражитель, значительное по силе и продолжительности неблагоприятное воздействие, вызывающие стресс. Раздражитель становится стрессором либо в силу приписываемого ему человеком значения (когнитивной интерпретации), либо через низшие мозговые сенсорные механизмы, через механизмы пищеварения и метаболизма. Существуют различные классификации стрессоров. В наиболее общей форме различают стрессоры физиологические (чрезмерные боль и шум, воздействие экстремальных температур, прием ряда лекарственных препаратов, например, кофеина или амфетаминов) и психологические (информационная перегрузка, соревнование, угроза социальному статусу, самооценке, ближайшему окружению и др.).

 

Структура

Структура (от лат. structura — взаиморасположение, строение) — совокупность устойчивых связей между множеством компонентов объекта, обеспечивающих его целостность и тождество самому себе. Представление о структуре предполагает рассмотрение объекта как системы (см. Системности принцип). Конфигурация и характер связей внутри системы и является ее структура, остающейся неизменной при изменениях (в определенных пределах) системы, например, при изменениях состава элементов. В психологии принцип структуры восходит к работам X. Эренфельса, описавшего перцептивные структуры (см. Перцепция, Перцептивные действия), которые относятся к воспринимаемому объекту в целом и не могут быть объяснены из комбинации его элементов. Непосредственное развитие эти исследования получили в гештальтпсихологии. В отечественной психологии принцип структуры связан с пониманием предметной деятельности.

 

Структурная психология

Структурная психология — направление, считавшее предметом психологии элементы сознания и структурные отношения между ними, выявляемые посредством специально тренируемой интроспекции (самонаблюдения). Возникло в начале XX в. Восходит к В. Вундту, но приобрело статус особой школы благодаря американскому психологу Э. Титченеру и его последователям. В структуре сознания различались три категории элементов: ощущение (как простейший процесс, обладающий качеством, интенсивностью, отчетливостью и длительностью), образ и чувство (в его элементарной форме). Предметный характер восприятия отрицался и относился за счет «ошибки стимула», то есть подмены испытуемым своих реально испытываемых ощущений знанием о вызвавшем их внешнем раздражителе. Структурная психология была подвергнута критике гештальтпсихологией за трактовку сознания как устройства «из кирпичей и цемента» и функциональной психологией за игнорирование действенной роли сознания в организации реальной деятельности человека, но эта критика ничего не меняла в общей идеалистической трактовке сознания, принятой также и указанными направлениями.

 

Стыд

Стыд — эмоция, возникающая в результате осознания человеком реального или мнимого несоответствия его поступков или тех или иных индивидуальных проявлений принятым в данном обществе и разделяемым им самим нормам, требованиям морали. Стыд может быть связан с поведением или проявлением личностных черт других, как правило, близких людей (стыд за другого). Стыд переживается как неудовлетворенность собой, осуждение или обвинение себя. Стремление избежать подобных переживаний является мощным мотивом поведения, направленного на самосовершенствование, приобретение знаний и умений, на развитие способностей. Различные люди имеют различные пороги стыда, обусловленные ценностными ориентациями, направленностью каждой личности и связанной с этими особенностями чувствительностью к мнениям, оценкам окружающих людей. Фокусируя внимание субъекта на собственных поступках и качествах, стыд способствует развитию самосознания, самоконтроля, самокритичности и считается самой рефлектирующей (см. Рефлексия) эмоцией. Повышая чувствительность субъекта к оценкам окружающих людей, стыд участвует в регуляции общения (облегчая или затрудняя межличностные контакты). Стыд — полностью социально обусловленная эмоция, формирующаяся в онтогенезе в ходе сознательного усвоения этических норм и правил поведения конкретного общественного строя, конкретной культуры.

 

Сублимация

Сублимация (от лат. sublimo — возношу) — процесс и один из основных защитных механизмов психики преобразования энергии сексуального влечения (либидо), характеризующийся заменой сексуальной цели на цель «более отдаленную и более ценную в социальном отношении». Понятие сублимацит было введено З. Фрейдом в 1900 году. Согласно психоанализу сублимация является одним из основных источников художественного творчества и интеллектуальной деятельности и обеспечивает их энергетическую основу.

 

Субсенсорное восприятие

Субсенсорное восприятие (от лат. sub — под и sensus — чувство, ощущение) — форма непосредственного психического отражения действительности, обусловливаемая такими раздражителями, о влиянии которых на его деятельность субъект не может дать себе отчета, одно из проявлений бессознательного. При анализе проблемы определений порогов ощущения обнаружены факты воздействия на поведение несознаваемых раздражителей (И. М. Сеченов, Г. Т. Фехнер). В современной науке для их обозначения были предложены понятия «предвнимание» (У. Найссер) и «субсенсорная область» (Г. В. Гершуни). Процессы предвнимания, будучи связаны с переработкой информации за пределами произвольно контролируемой деятельности, обеспечивают приспособительную реакцию на те или иные еще не распознанные изменения ситуации. Субсенсорной областью названа зона раздражителей (неслышимых звуков, невидимых световых сигналов и т. п.), вызывающих непроизвольную объективно регистрируемую реакцию и способных осознаваться при придании им сигнального значения. Изучение процессов предвнимания и субсенсорных раздражителей позволяет выявить резервные возможности органов чувств человека.

 

Субъект

Субъект (от лат. subjectum — подлежащее) — индивид или группа как источник познания и преобразования действительности; носитель активности, осуществляющий изменение в других людях и в себе самом как другом. Субъектность человека проявляется в его витальности, деятельности, общении, самосознании. Субъект есть целеполагающее, целостное, свободное, развивающееся существо.

 

Субъективное

Субъективное — 1) принадлежащее человеку как субъекту. В этом исходном смысле у людей все психическое объективно существует только как субъективное, то есть как присущее индивиду. Нет ничьих ощущений, чувств и т. д. Субъективной является всякая психическая деятельность — в том числе и та, в ходе которой человек раскрывает объективную реальность и которая выражается в объективной истине. 2) неадекватное объекту познания и действия, предвзятое, одностороннее и т. д. (отсюда субъективизм, субъективистское и т. д.). Психологическая наука изучает объективные закономерности субъективного в обоих этих смыслах. Каждый человек, используя субъективное в первом значении термина, стремится преодолевать субъективное во втором его значении (но, к сожалению, это не всегда удается). В науке разработана система методов, подходов, методик, процедур и т. д., призванных преодолеть субъективизм в этом втором значении (см. Тренинг социально-психологический).

 

Субъективное семантическое пространство

Субъективное семантическое пространство (от лат. subjectum — подлежащее и греч. semantikos — обозначающий) — модель категориальной (см. Категоризация) структуры индивидуального сознания, на основе которой осуществляется классификация каких-либо объектов, понятий и т. п. путем анализа их значений. Размещение в семантическом пространстве тех или иных значений позволяет проводить их анализ, судить об их сходстве и различии. Математически субъективное семантическое пространство выражается с помощью координатных осей и точек и вычисления расстояния между ними. Построение субъективное семантическое пространство как метода исследования и как модельного представления категориальных структур получило широкое распространение в области психологии памяти (семантические модели долговременной памяти), психологии мышления и теории принятия решения. Этот метод находит также применение в дифференциальной психологии, в исследовании когнитивных (познавательных) аспектов сознания и самосознания личности.

 

Судебная психология

Судебная психология — область юридической психологии, изучающая круг вопросов, относящихся к судопроизводству: психологию судей, следователей и других работников правоохранительных органов и адвокатуры, психологическое содержание их профессиональной деятельности, методы отбора и обучения, психологию обвиняемых, свидетелей, потерпевших, психологию свидетельских показаний, психологические основы следственных и судебных действий (допроса, очной ставки и др.), оперативно-розыскной деятельности; методологию и методику судебно-психологической экспертизы (см. Психология допроса и показаний).

 

удебно-психологическая экспертиза

Судебно-психологическая экспертиза (от лат. ехpertus — опытный) — одна из главных форм практического применения специальных психологических познаний в уголовном процессе. Проводится по постановлению следователя или определению суда в соответствии с нормами уголовно-процессуального кодекса в отношении психически здоровых обвиняемых, свидетелей и потерпевших. Общий предмет судебно-психологической экспертизы — особенности психической деятельности, исследование которых имеет значение для установления истины по уголовным делам. Частными предметами судебно-психологической экспертизы могут быть: наличие или отсутствие у обвиняемого в момент совершения преступления аффекта, принципиальная способность свидетелей и потерпевших (в первую очередь детей) правильно воспринимать важные для дела обстоятельства и давать о них правильные показания и др.

 

Суждение

Суждение — одна из логических форм мышления (см. также Понятие, Умозаключение). Суждение есть связь между двумя понятиями (субъектом и предикатом). В логике разрабатываются классификации суждений. Психология изучает развитие суждения как формы абстрактного, логического мышления, а также нарушения логического мышления. В психологической литературе даются интерпретации тех психологических механизмов, которые лежат в основе связи понятий между собой.

 

Суицид

Суицид (от англ. suicide —самоубийство) — акт самоубийства, совершаемый человеком в состоянии сильного душевного расстройства либо под влиянием психического заболевания (см. Психозы), осознанный акт устранения из жизни под воздействием острых психотравмирующих ситуаций (см. Травма психическая), при которых собственная жизнь как высшая ценность теряет для данного человека смысл. Причины суицида многообразны и коренятся не только в личностных деформациях субъекта и психотравмирующей обстановке, окружающей его, но и в социально-экономической и нравственной организации общества. В нашей стране и за рубежом для предупреждения суицида созданы специальные суицидологические службы, «телефоны доверия», центры кризисной психотерапии.

 

Сукцессивный

Сукцессивный (от англ. successive — последующий, следующий один за другим) — термин общей психологии, означающий развернутую последовательность протекания какого-либо процесса. Например, речь или движение руки представляют собой чукцессивный процесс, однако при некоторых псхопатологиях (см. Персеверация) сукцессивный процесс может нарушаться, и тогда у больного наблюдаются сбои при переключении от одного движения к другому, проявляется инертность, речевые затруднения и т. п. (см. также Симультанный).

 

Сурдопсихология

Сурдопсихология (от лат. surdus — глухой, глухозвучащий) — раздел специальной психологии, изучающий психическое развитие глухих и слабослышащих людей, возможности коррекции слуха в условиях обучения и воспитания. Сурдопсихология исследует пути предотвращения немоты у людей с дефектами слуха, исключающими нормальное речевое общение, выявляет особенности их познавательной деятельности, выясняет компенсаторные возможности замены слухового восприятия зрительным восприятием, вибрационными ощущениями и т. п., изучает особенности мышления, памяти и других психических процессов, формирующихся в условиях отсутствия или недоразвитости слуховых ощущений. Учет данных сурдопсихологии — необходимое условие организации обучения и воспитания глухих и слабослышащих детей, их производственной подготовки и трудоустройства.

 

 

 

 

« Предыдущая страница Страница 7 из 7
Поделиться:

« Назад