Психологический словарь

Буква С

-= 5 =-

В отечественной социальной психологии было предложено понимание группового согласия как ценностно-ориентационного единства.

 

Сознание

Сознание — высший уровень психического отражения и саморегуляции, присущий только человеку как общественно-историческому существу. Эмпирически сознание выступает как непрерывно меняющаяся совокупность чувственных и умственных образов, непосредственно предстающих перед субъектом в его «внутреннем опыте» и предвосхищающих его практическую деятельность. Психология изучает происхождение, структуру и функционирование сознание индивида. Сознание характеризуется: активностью, интенциональностью (направленностью на предмет: сознание всегда — сознание чего-либо, см. Интенция), способностью к рефлексии, самонаблюдению (осознание самого сознание), мотивационно-ценностным характером; различной степенью (уровнями) ясности. Сознание любого индивида уникально, оно обусловливается внешними по отношению к сознанию и независимыми от него факторами (прежде всего структурами той социальной системы, в которой существует индивид). Изучение сознания сталкивается с двумя основными трудностями. Во-первых, все психологические явления предстают перед индивидом в той мере, в какой они осознаются (в том числе бессознательное, которое осознается либо в результате специальной процедуры «доведения до сознания», либо косвенно — в виде искажений сознания). По данным самонаблюдения, сознание лишено собственной психологической специфики — его единственный признак состоит в том, что благодаря сознанию перед индивидом предстают (с той или иной степенью ясности) различные явления, составляющие содержание конкретных психологических функций. Поэтому сознание либо рассматривалось как общее «бескачественное» условие существования психики и обозначалось, по существу, метафорически («свет сознания», «поле сознания», «сознание — общий хозяин психических функций» и т. д.), либо столь же неправомерно отождествлялось с какой-либо психической функцией (чаще всего со вниманием или мышлением). В первом случае о конкретном (в том числе экспериментальном) изучении сознания вообще не могло быть речи, во втором — этот вопрос подменялся изучением соответствующей функции. Все это порождало мнение, что сознание для научной психологии — вообще фикция (У. Джеймс). Вторая трудность вытекает из первой: сознание (как и отдельные психические функции) не локализуется во внешнем пространстве, но в отличие от психических функций сознания (из-за его «бескачественности») не удается «расчленить» и во времени. Исследователи не смогли обнаружить характеристик сознания, по которым его можно было бы изучать известными психологии методами (например, измерять в определенные единицы времени, сравнивать сознание за определенные отрезки времени). Важной для конструктивного анализа сознания явилась восходящая к И. Канту идея о наличии устойчивых, инвариантных структур, схем сознания, накладывающихся на непрерывно меняющийся поток сенсорной, поступающей от органов чувств, информации и организующих его определенным образом. На протяжении веков психологический анализ сознания отражал различия в философском понимании его природы. Структуры сознания индивида формируются в раннем онтогенезе благодаря присвоению (см. Интериоризация) ребенком структур такой деятельности, как общение со взрослым. Структура совместной деятельности порождает структуру сознания, определяя соответственно следующие его основные свойства: социальный характер (включая опосредствованность знаковыми, в том числе вербальными, и символическими структурами); способность к рефлексии и внутренний диалогизм; предметность.

 

Сомнамбулизм

Сомнамбулизм (снохождение) (от лат. somnus — сон и аmbulare — гулять) — форма сложного, внешне выглядящего целенаправленным, но неосознаваемого поведения, которое осуществляется при переходе от сна к гипнозоподобному состоянию (см. Гипноз). Эпизоды сомнамбулизма, как правило, начинаются через 1–1,5 часа после засыпания во время «медленного» сна. Картина сомнамбулизма: субъект встает с постели и совершает ряд стереотипных и координированных движений при открытых глазах, его действия могут при этом носить и антисоциальный характер. Во время сомнамбулизма зрачки сужены, взгляд застывший, на электроэнцефалограмме регистрируется ритм спокойного бодрствования (альфа-ритм), который, однако, не подавляется внешними раздражителями и сохраняется при открытых глазах, что отличает это состояние от обычного расслабленного бодрствования. Спонтанного перехода из эпизода сомнамбулизма в бодрствование не происходит, эпизод обычно завершается возвращением к нормальному физиологическому сну. При утреннем пробуждении отсутствуют воспоминания об имевшем место среди ночи сомнамбулизме.

 

Сомнения патологические

Сомнения патологические (греч. patos — болезнь, страдание + logos —учение) — тяжелые, тревожные переживания нравственно-этического и ипохондрического содержания (см. Ипохондрия), лишенные реальных оснований и не соответствующие возможной неприятности или беде. Например, малейшие неприятные ощущения в желудке или в сердцебиении порождают у такого мнительного субъекта страх и тревожные раздумья о возможном инфаркте, инсульте и т. п. Патологические сомнения чаще всего наблюдаются при психастении и других психических заболеваниях. В отличие от бреда и сверхценных идей могут быть устранены с помощью психотерапии.

 

Сон

Сон — периодическое функциональное состояние человека и животных со специфическими поведенческими проявлениями в вегетативной и моторной сферах, характеризующееся значительной обездвиженностью и отключенностью от сенсорных (см. Сенсорная система) воздействий внешнего мира. У человека во сне наблюдался угнетение осознаваемой психической активности. Сон представляет собой совокупность двух основных чередующихся фаз, которые получили название «медленного» сна и «быстрого» (или «парадоксального») сна, физиологические характеристики которых во многом противоположны. Обе фазы имеют сложную многоуровневую организацию, обеспечивающую развитие активных процессов в мозге, специфичных для каждой фазы. 

 

В фазе «медленного» сна наблюдаются тонические (стойкие) изменения вегетативных и моторных показателей: снижается тонус мускулатуры, замедляется дыхание, сердечный ритм. Во время «быстрого» сна на электроэнцефалограмме фиксируются быстрые низкоамплитудные колебания, сходные с начальной стадией сна или даже бодрствования, развивается атония антигравитационной мускулатуры, резко падает активность мышц шеи, появляются физические явления в виде быстрых движений глаз, подергивания мышц лицa и т. п. При пробуждении от «медленного» сна человек часто не отмечает сновидений, так как сновидения в «медленном» сне напоминают мысли, рассуждения. В период «медленного» сна может возникать снохождение (сомнамбулизм), сноговорение, ночные кошмары у детей, о которых после пробуждения они не помнят. После «быстрого» сна человек в 75–90 % случаев сообщает о сновидениях с элементами нереальности, фантастичности. Фазы «медленного» и «быстрого» сна образуют цикл длительностью в 60–90 мин, повторяющийся в естественном ночном сне. 4–5 раз. Длительность фаз «быстрого» сна к утру увеличивается, а «медленного» убывает. При общем лишении сна сначала восстанавливается «медленный», а затем «быстрый» сон. Сон способствует восстановлению функций соматических тканей и нервных клеток, психологической стабилизации, защиты личности от нерешенных конфликтов, отбору и сохранению в памяти значимой информации. 

 

Сопереживание

Сопереживание — уподобление эмоционального (см. Эмоции) состояния субъекта состоянию другой личности (или социальной группы); при этом в индивидуальном сознании субъекта отражается отношение другого человека (или социальной группы) к происходящим с ним (или с нею) событиям. Различают два класса сопереживаний: 1) сопереживание, возникающие вследствие неосознаваемого непроизвольного эмоционального заражения и охватывающие субъекта при непосредственном, как правило, случайном контакте с испытывающими те или иные эмоции людьми (например, мгновенно распространяющиеся во внешне связанной группе людей страх или радость). Такого рода сопереживания иногда называют непосредственными ответными эмоциями (см. Эмпатия). 2) сопереживания, которые представляют в индивидуальном сознании субъекта соответствующий уровень межличностных отношений, опосредствованных совместной деятельностью, общими целями, нормами (см. Нормы групповые) и ценностями социальной группы (например, радость по поводу успеха и сострадание неудаче по отношению к члену коллектива). В их основе лежит эмоциональная идентификация, когда индивид как бы ставит себя на место другого в совместной деятельности. Особенно рельефно сопереживание выступает в гуманном отношении личности к другим (см. Гуманность).

 

Сопротивление

Сопротивление (в психоанализе) — силы и процессы, препятствующие осознанию информации посредством противодействия переходу воспоминаний, представлений и симптомов из бессознательного в сознание. Проявляется преимущественно в формах неосознаваемого противодействия людей обыденному осознанию вытесненного (вытесненных в бессознательное сексуальных и агрессивных влечений, различных импульсов и пр.) и неосознаваемого противоборства пациента психоаналитику (психотерапевту, врачу) и выздоровлению. Наличие сопротивления считается признаком психического конфликта.

 

Сопряженно-моторная методика

Сопряженно-моторная методика (от лат. motor — приводящий в движение) — способ исследования аффективных реакций человека (см. Аффект). Разработана А. Р. Лурия. В отличие от методов регистрации симптомов аффективных реакций через изменение вегетативных функций (дыхания, артериального давления, пульса и т. д.) Сопряженно-моторная методика позволяет исследовать отражение этих реакций в речевых и двигательных процессах. Испытуемому последовательно предъявляется ряд словесных раздражителей. На каждое слово ряда он должен ответить в порядке свободной ассоциации другим словом и одновременно нажать на пневматический ключ пальцами правой и левой рук. Вызванное словом эмоциональное состояние регистрируется по речевым ответам и деформации двигательных реакций (изменению их длительности, форм и т. д.). Сочетание речевых и двигательных симптомов более полно отражает динамику эмоциональных состояний, чем традиционно используемые вегетативные показатели.

 

Состояние (человека)

Состояние (человека) — в самом общем виде состояние — это характеристика любой системы, отражающая ее положение относительно координатных объектов среды. Состояние человека может быть внутренне и внешне наблюдаемым. Внутренне наблюдаемое состояние — это зафиксированное сознанием субъекта на определенный момент времени интегральное ощущение благополучия (неблагополучия), комфорта (дискомфорта) в тех или иных подсистемах организма или всего организма в целом. Внешне наблюдаемое состояние — это степень благополучия (неблагополучия), комфорта (дискомфорта) человека, определяемая по внешне читаемым признакам (см. Перцепция социальная). Состояние человека выступает регулятивной функцией адаптации к окружающей ситуации и среде (см. Саморегуляция).

 

Сохранение

Сохранение — фаза памяти, характеризующая долговременное удержание воспринятой информации в скрытом состоянии. О сохранении можно судить только на основании наблюдений за другими, предполагающими его мнемическими процессами: воспроизведением, узнаванием, повторным заучиванием. Сохранение материала в существенной степени зависит от организации мнемических средств (см. Мнемоника) и от мер, предупреждающих забывание (см. Запоминание, Повторение). Различают активное и пассивное сохранение. В первом случае удерживаемый материал подвергается внутренним преобразованиям, от простого циклического повторения до включения в системы новых семантических связей, резко увеличивающего вероятность его последующего воспроизведения, во втором случае подобных активных преобразований обнаружить не удается. В эпистемологии Ж. Пиаже сохранение — важнейшее понятие, описывающее феноменологические стадии конкретно-операционального интеллекта.

 

Социализация

Социализация — процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта, осуществляемый в общении и деятельности. Социализация может происходить как в условиях стихийного воздействия на личность различных обстоятельств жизни, имеющих иногда характер разнонаправленных факторов, так и в условиях образования и воспитания целенаправленного, педагогически организованного, планомерного процесса и результата развития человека, осуществляемого в интересах его и (или) общества, к которому он принадлежит. Воспитание является ведущим и определяющим началом социализации. Понятие социализации было введено в социальную психологию в 40–50-е гг. в работах А. Бандуры, Дж. Кольмана и др. В разных научных школах понятие социализации получило различную интерпретацию: в необихевиоризме оно трактуется как социальное научение; в школе символического интеракционизма — как результат социального взаимодействия, в «гуманистической психологии» — как самоактуализация Я. Явление социализации многоаспектно, и каждое из указанных направлений акцентирует внимание на одной из сторон изучаемого феномена. В российской психологии проблема социализации разрабатывалась в рамках диспозиционной концепции регуляции социального поведения, в которой представлена иерархия диспозиций, синтезирующих систему регуляции социального поведения, в зависимости от степени включенности в общественные отношения.

 

Социальная желательность

Социальная желательность (от лат. socialis — общественный) — фактор, искажающий самоотчеты (в частности, ответы на пункты личностных опросников) путем увеличения частоты тех самоотчетов, которые кажутся испытуемым более привлекательными, социально приемлемыми, представляющими их в выгодном свете. Влияние социальной желательности необходимо учитывать при разработке любых опросников. тестов и шкал, использующих самоотчеты. Существует ряд способов, уменьшающих их влияние (например, составление каждого пункта опросника из двух альтернатив, равных по своей социальной желательности). Кроме того, разработаны методики, специально измеряющие склонность испытуемого давать социально желательные ответы.

 

Социальная психология

Социальная психология — наука, изучающая закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные фактом их включения в социальные группы, а также психологические характеристики самих этих групп. В течение длительного периода социально-психологические идеи разрабатывались в рамках различных философских учений. Элементы социальной психологии складывались и внутри конкретных наук — в антропологии, этнографии, криминологии, языкознании, но прежде всего — в психологии и социологии. Последние считаются «родительскими» дисциплинами для социальной психологии, и до сих пор идет дискуссия о том, каков статус социальной психологии — как части психологии или части социологии, или как самостоятельной пограничной дисциплины. Высказывается также идея о существовании «двух» или даже «трех» социальных психологий. Началом существования социальной психологии как особой дисциплины считается 1908 г., когда одновременно появились работы английского психолога У. Мак-Дугалла и американского социолога Э. Росса, в названиях которых содержался термин «социальная психология». После первой мировой войны в США началась активная разработка социальной психологии как экспериментальной дисциплины, а также осуществление прикладных исследований в производстве, армии, пропаганде и т. п. Поскольку экспериментальные исследования осуществлялись в методологических традициях позитивистской философии, основным приемом стал лабораторный эксперимент и был сделан акцент на количественные методы, а фокусом в предметной области стала малая группа. Это породило особый, «американский» стандарт социально-психологического исследования, который позже подвергся критике со стороны европейских коллег, главным образом за игнорирование «социального контекста» (Г. Тэджфел, С. Московиси) и недооценку теоретических и мировоззренческих принципов науки. В этом же ключе критический анализ традиционной социальной психологии предложен в отечественной социальной психологии. Ее развитие в России сопряжено с рядом специфических обстоятельств. Первые упоминания о дисциплине имели место преимущественно в социологических работах (Л. И. Петражицкий, Л. Н. Войтоловский, М. М. Ковалевский). Исключение составляют лишь работы В. М. Бехтерева, в которых были обозначены психологические проблемы социальной психологии. После революции в связи с общей дискуссией о судьбах психологической науки и ее переориентации на принципы марксистской философии возникла полемика и о социальной психологии: ее праве на существование, ее предмете, границах и т. п. Была выдвинута идея (Г. И. Челпанов) о необходимости подведения марксистского философского фундамента именно под социальной психологии, в то время как остальная часть психологической науки должна сохранить свой статус исключительно эмпирической дисциплины, т. е. не ориентированной вообще на какую бы то ни было философскую концепцию. Поскольку эта идея встретила сопротивление многих психологов, готовых воспринять марксизм как общую платформу всей психологии, участь социальной психологии была решена так, что ей вообще нет места в социалистическом обществе. Позже, в эпоху строгого идеологического диктата, социальная психология была объявлена «буржуазной» наукой. Таким образом после дискуссии 20-х гг. наступил «перерыв» в развитии отечественной социальной психологии. К концу 50-х — началу 60-х гг. под влиянием требований практики, a также в условиях начинающейся политической «оттепели» состоялся второй этап дискуссии о социальной психологии, в результате которого она была «узаконена» при условии ориентации ее на марксистскую философию, которая была представлена преимущественно через общепсихологическую теорию деятельности. Некоторым следствием марксистской ориентации социальной психологии является ее нормативный характер, то есть предписанность многих характеристик личности, групп и пр. В сегодняшних условиях социальная психология в России существует как достаточно развитая дисциплина с фундаментальными исследованиями и многообразной палитрой практических приложений.

« Предыдущая страница Страница 5 из 7 Следующая страница »

« Назад