Психологический словарь

Буква Г

-= 2 =-

Группа неформальная
Группа неформальная (неофициальная) — реальная социальная общность (см. Группа реальная), не имеющая юридически фиксированного статуса, добровольно объединенная на основе интересов, дружбы и симпатий либо на основе прагматической пользы. Неформальные группы могут выступать как изолированные общности или складываться внутри официальных групп (см. Группа официальная). Их интересы могут иметь как профессиональную, так и внепрофессиональную направленность (например, дружеские компании). Существуют также условные неформальные группы, представляющие собой объединения людей на основе общих интересов, но непосредственно не общающихся. Официальные группы, сохраняя все свои характеристики, одновременно могут обладать лучшими свойствами неформальной группы (тесными дружескими контактами, дружелюбностью и взаимной симпатией, готовностью к содействию и взаимопомощи), что укрепляет и обогащает их функционирование.

Группа официальная
Группа официальная (формальная) — реальная или условная социальная общность (см. Группа реальная; Группа условная), имеющая юридически фиксированный статус, члены которой в условиях общественного разделения труда объединены социально заданной деятельностью, организующей их труд. Официальная группа всегда имеет определенную нормативно закрепленную структуру, назначенное или избранное руководство, нормативно закрепленные права и обязанности ее членов. Примерами условных официальных групп могут служить различные комиссии, группы референтов, консультантов и т. п.

Группа реальная
Реальная группа (в социальной психологии) — ограниченная в размерах общность людей, существующая в общем пространстве и времени и объединенная реальными отношениями (например, школьный класс, воинское подразделение, семья и т. д.). Наибольшей по величине реальной группой является человечество как историческая и социальная общность людей, объединенная экономическими, политическими и иными связями между различными странами и народами. Наименьшей реальной группой является диада, то есть два взаимодействующих индивида.

Группа референтная
Группа референтная — (от лат. referens — сообщающий) — реальная или условная социальная общность, с которой индивид соотносит себя как с эталоном и на нормы, мнения, ценности и оценки которой он ориентируется в своем поведении и в самооценке. Референтная группа выполняет в основном две функция: нормативную и сравнительную. Нормативная функция проявляется в мотивирующем влиянии референтной группы (см. Мотивация), выступающей в качестве источника норм поведения, социальных установок и ценностных ориентации индивида.

Сравнительная функция референтной группы проявляется в перцептивных процессах (см. Перцепция социальная): референтная группа выступает здесь в качестве эталона, с помощью которого индивид может оценить себя и других. Нередко нормативные и сравнительные функции выполняются одной и той же группой. Выделяют также "положительные" и "отрицательные" референтные группы. К "положительным" относят те референтные группы, с которыми индивид идентифицирует себя и членом которой он хочет состоять. К "отрицательным" относятся референтные группы, вызывающие у индивида неприятие. У каждого индивида обычно имеется значительное число референтных групп, что связано с разнообразием его интересов, видами деятельности, которыми он занят, его мечтами, желаниями и т. д. (например, семья, какой-либо клуб или спортивная секция, музыкальный ансамбль и т.д.).

Нередко референтная группа не подозревает о своей значимости для того или иного индивида. Тогда он, как правило, строит свои предположения о возможном мнении референтной группы о себе (см. Рефлексия) или о том, каким это мнение могло бы быть, если эталоном выступает условная группа (например, герои книг, писатели или ученые прошлых времен и т. п.). Возможны ситуации, когда референтные для одного и того же индивида группы имеют противоположно направленные ценности. Подобная ситуация требует нравственного выбора, может привести к тяжелым переживаниям, и как результат — внутриличностным конфликтам, требующим тактичной психотерапевтической помощи (см. Помощь психологическая).

Группа условная
Объединенная по определенному признаку (характеру деятельности, полу, возрасту, уровню образования, национальности и т. д.) общность людей, являющаяся объектом изучения социальной психологии и включающая субъектов, которые не имеют прямых или косвенных объективных взаимоотношений друг с другом. Люди, составляющие эту общность, могут не только никогда не встречаться, но и не знать ничего друг о друге, хотя при этом они находятся в определенных, более или менее одинаковых отношениях с другими членами своих реальных групп.

Групповая динамика
Групповая динамика (от греч. dynarnis — сила) — совокупность внутригрупповых социально-психологических процессов и явлений, характеризующих весь цикл жизнедеятельности малой группы, и его этапы: образование, функционирование, развитие, стагнацию, регресс, распад. К процессам групповой динамики относятся руководство и лидерство, принятие групповых решений; нормообразование, то есть выработка групповых мнений, правил и ценностей; формирование функциональноролевой структуры группы; сплочение; конфликты; групповое давление и другие способы регуляции индивидуального поведения, то есть все те процессы, которые фиксируют и обеспечивают психологические изменения, происходящие в группе за время ее существования. В отдельных случаях термин "групповая динамика" используется для обозначения направления социально-психологических исследований малых групп, сформировавшегося в середине 40-х гг. в США благодаря работам К. Левина и его коллег.

Групповая изоляция
Групповая изоляция (психологический аспект) — вынужденное длительное пребывание группы людей в условиях ограниченного пространства, скудости сенсорных раздражителей и постоянного общения с одними и теми же людьми. В условиях групповой изоляции люди находятся во время космических полетов, подводного плавания, на гидрометерологических станциях, маяках и т. д. С течением времени в условиях групповой изоляции во взаимоотношениях людей на этапе неустойчивой психической деятельности (см. Экстремальная психология) начинает проявляться эмоциональная напряженность, возникать конфликты, которые в ряде случаев могут заканчиваться трагически.

В основе нарушения общения лежит астенизация нервной системы, вызываемая целым рядом психогенных факторов (см. Психогении), которая не позволяет адекватно воспринимать партнера по общению, оценивать события, затормаживать импульсивные действия. К специфических психогенным факторам групповой изоляции относятся постоянная "публичность" и информационная истощаемость партнеров по общению. Эмоциональная напряженность, обусловливаемая необходимостью в течение длительного времени удерживать себя в определенной ролевой функции (см. Роль), стремление скрыть от окружающих свои мысли и переживания актуализируют потребность в уединении.

При невозможности удовлетворения этой потребности человек перестает скрывать свои чувства и мысли ("психологический стриптиз"), что является одной из форм защитной реакции. В отличие от одиночной изоляции (см. Одиночество) переживания "физической обнаженности", "открытости мыслей" на этапе неустойчивой психической деятельности, возникающие под влиянием фактора "публичности", четко персонифицируются, то есть приписываются действиям конкретных партнеров, провоцируя конфликтность и вызывая аутизацию (см. Аутизм).

Групповая нормализация
Групповая нормализация (от лат. norma — норма, образец) — социально-психологический феномен, возникающий как результат групповой дискуссии, когда первоначально разнородные и даже экстремальные позиции участников сглаживаются и при ее завершении приобретают характер единого, разделяемого всеми усредненного мнения. Противоположным групповой нормализации понятием является групповая поляризация.

Групповая поляризация
Групповая поляризация (от лат. polarisatia — сдвиг к краю, смещение к полюсу) — социально-психологический феномен, возникающий как результат групповой дискуссии, в ходе которой разнородные мнения и позиции участников не сглаживаются, а оформляются к концу дискуссии в две полярно противоположные позиции, исключающие любые компромиссы. Под групповой поляризацией понимается также усиление в результате дискуссии экстремальности групповых решений (см. Групповое принятие решений) или суждений по сравнению с усредненными решениями или суждениями. Величина групповой поляризации тем больше, чем более смещены первоначальные предпочтения членов группы от средних значений. Частным случаем групповой поляризации является сдвиг к риску. Термин "групповая поляризация" был введен С. Московиси. В американской традиции применяется термин "общий сдвиг в выборе". Групповая поляризация может возникнуть и вне открытой дискуссии, будучи результатом систематического обмена мнениями между участниками совместной деятельности и порождая группировки с полярными позициями. В крайней своей форме групповая поляризация выражает состояние внутригруппового конфликта. Феномен, противоположный описанному, называется групповой нормализацией.

Групповое поведение животных
Согласованные совместные действия животных (многих высших беспозвоночных и позвоночных), выполняемые при жизни в сообществах, т.е. постоянных или временных объединениях (стадах, стаях, семьях и т.п.). Групповое поведение животных включает все формы межиндивидуальных отношений между животными (в том числе между половыми партнерами, родительскими особями и детенышами и т. д.) и осуществляется непременно в условиях общения между членами сообщества (см. Коммуникация у животных).

Групповое принятие решений
Осуществляемый группой выбор из ряда альтернатив в условиях взаимного обмена информацией при решении общей для всех членов группы задачи. Процедура группового принятие решений предполагает обязательное согласование мнений членов группы в отличие от групповой дискуссии, которая обычно рассматривается как фаза, предшествующая групповому принятию решений. В отдельных случаях групповое принятие решений используется в условиях ограниченного обмена информацией, когда члены группы могут только сообщить о своих первоначальных решениях. От группового принятия решений следует отличать переход от индивидуальных решений (см. Принятие решения) к групповым без взаимодействия участников. Экспериментальное изучение процесса группового принятия решений было начато К. Левином, рассматривавшим влияние групповой дискуссии на характер принимаемых решений. В рамках этого направления были установлены феномены сдвига к риску и групповой поляризации, свидетельствующие о том, что групповые решения не могут сводиться к сумме индивидуальных, а являются специфическим продуктом группового взаимодействия. Имеются данные о более высоком качестве групповых решений по сравнению с индивидуальными. В то же время отмечается, что в процессе дискуссии могут возникать некоторые деформации (в частности, сдвиг к риску), снижающие качество групповых решений.

Групповой дискуссии метод
1) Применяемый в практике руководства коллективами способ организации совместной деятельности, имеющий целью интенсивное и продуктивное решение групповой задачи,

2) Прием, позволяющий, используя систему логически обоснованных доводов, воздействовать на мнения, позиции и установки участников дискуссии в процессе непосредственного общения.

Использование метода групповой дискуссии позволяет сопоставляя противоположные позиции, дать возможность участникам увидеть проблему с разных сторон; уточнить взаимные позиции, что уменьшает сопротивление восприятию новой информации, нивелировать скрытые конфликты, поскольку в процессе открытых высказываний появляется возможность устранить эмоциональную предвзятость в оценке позиции партнеров, выработать групповое решение, придав ему статус групповой нормы (если решение разделяется всеми участниками, происходит групповая нормализация, если же нет, то возможна групповая поляризация), использовать механизм возложения и принятия ответственности, увеличивая включенность участников дискуссии в последующую реализацию групповых решений; повысить эффективность отдачи и заинтересованность участников дискуссии в решении групповой задачи, предоставляя им возможность проявить свою компетентность и тем самым удовлетворить потребность в признании и уважении.

Существуют различные формы организации метода групповой дискуссии — от простых производственных совещаний до специально подготовленных форм типа "мозговой атаки". Сфера применения метода групповой дискуссии — любые формы совместмой деятельности, требующие согласованных групповых действий.

Групповой психоанализ
Одновременное лечение группы, людей, основанное на использовании психоаналитических (см. Психоанализ) идей и методов, направленных на избавление пациентов от психических травм и конфликтов. Систематическое использование группового психоанализа началось на рубеже и в течение 20-х гг XX века (А. Адлер, Т. Барроу, Р. Дрейкурс, 3. Лазелл, Дэк. Морено, К. Оберндорф, Л. Уэн-дер, П. Шильдер и мн. др.). Получивший значительное распространение и популярность термин "групповой анализ" (в значении — групповой психоанализ) ввел в оборот в 1925 г. Т. Барроу.

В настоящее время применяются три вида группового психоанализа: 1) психоаналитическая групповая терапия, использующая приемы классического психоанализа; 2) групповая аналитическая терапия, уделяющая особое внимание соотнесению всего происходящего в группе с состоянием составляющих ее индивидов, 3) групповая терапия взаимодействия, фокусирующая внимание на анализе взаимодействия между пациентами в целях оказания на них соответствующего влияния, в том числе посредством специальных игр.

Группообразование
Превращение в процессе совместной деятельности реальной и первоначально диффузной человеческой общности (см. Группа диффузная) в объединение взаимодействующих и взаимозависимых лиц, представляющее собой группу определенного уровня развития (см. Уровень группового развития). Разновидностью группообразования является коллективообразование, то есть превращение группы в коллектив, когда она проходит в своем развитии ряд стадий, характеризующихся не только временем существования группы, количеством коммуникаций, отношениями власти и подчинения, количеством социометрических выборов (см. Социометрия) и т. д., но и определенными феноменами межличностных отношений (ценностно-ориентационное единство, коллективистское самоопределение, коллективистская идентификация, межличностных выборов мотивация, референтность и т. д.), которые возникают на основе совместно социально ценной и личностно значимой для всех членов группы деятельности.

Группы "открытость - закрытость"
Социально-психологическая характеристика меры обособленности общности, проявляющейся в степени ригидности групповых границ, в уровне обостренности чувства "мы" и жесткости противостояния сообщества и его социального окружения, в степени безусловности внутригрупповых контактов каждого с каждым.

Гуманистическая психология
Направление в западной (преимущественно американской) психологии, признающее своим главным предметом личность как уникальную целостную систему, которая представляет собой не нечто заранее данное, а "открытую возможность" самоактуализации, присущую только человеку.

Основные положения гуманистической психологии: человек должен изучаться в его целостности, каждый человек уникален, поэтому анализ отдельных случаев не менее оправдан, чем статистические обобщения, человек открыт миру, переживания человеком мира и себя в мире являются главной психологической реальностью; человеческая жизнь должна рассматриваться как единый процесс становления и бытия человека, человек наделен потенциями к непрерывному развитию и самореализации, которые являются частью его природы; человек обладает определенной степенью свободы от внешней детерминации (см. Детерминизм) благодаря смыслам и ценностям, которыми он руководствуется в своем выборе; человек — это активное, интенциональное (см. Интенция), творческое существо.

Гуманистическая психология противопоставила себя в качестве "третьей силы" бихевиоризму и фрейдизму, делающим основной упор на зависимость личности от ее прошлого, тогда как главное в ней, согласно гуманистической психологии, устремленность к будущему, к свободной реализации своих потенций (Г. Олпорт), в особенности творческих (А. Маслоу), к укреплению веры в себя и возможность достижения "идеального Я" (К. Роджерс).

Гуманность
Гуманность — (от дат. humanus — человечный) — обусловленная нравственными нормами и ценностями система установок личности на социальные объекты (человека, группу, живое существо), которая представлена в сознании переживаниями сострадания и сорадования и реализуется в общении и деятельности в актах содействия, соучастия, помощи. Понятие "гуманность" как социальной установки, включают познавательный, эмоциональный и поведенческий компоненты, привлекается при анализе широкого круга проблем, связанных с усвоением моральных норм, эмпатией, с изучением так называемого "помогающего поведения" и др.

« Предыдущая страница Страница 2 из 2
Поделиться:

« Назад