Психологический словарь

Буква Д

-= 2 =-

Децентрация
Децентрация (от лат. de — приставка, означающая удаление, отмену, centrum —средоточие) — механизм преодоления эгоцентризма личности, заключающийся в изменении точки зрения, позиции субъекта в результате столкновения, сопоставления и интеграции ее с позициями, отличными от собственной. Понятие децентрации — одно из ключевых в концепции генетической эпистемологии Ж. Пиаже, используемое для анализа процессов социализации, когнитивного и морального развития личности. Источником децентрации выступает непосредственное или интериоризованное (см. Интериоризация) общение с другими людьми (внутренний диалог), в ходе которого происходит столкновение противоречивых точек зрения, побуждающее субъекта к преобразованию смысла образов, понятий и представлений в собственной познавательной позиции. Формирование навыков децентрации лежит в основе способности субъекта к принятию роли другого человека, оно связано с уровнями развития когнитивной эмпатии, определяет эффективность коммуникативного (см. Коммуникация) взаимодействия. Способность субъекта к децентрации может существенно изменяться на различных возрастных стадиях, повышаясь от детского к зрелому возрасту и несколько снижаясь к старости, она также варьирует в различных сферах деятельности субъекта: так, в профессиональном взаимодействии децентрация обычно осуществляется успешнее, чем в семейно-бытовых отношениях.

Деяние
Форма проявления активности субъекта, определяемая ее социально значимыми результатами, ответственность за которые несет сам субъект, даже в том случае, когда они выходят за рамки его намерений. Персональная ответственность субъекта деяния определяется на основании конкретных общественно-исторических критериев оценки его потенциальной возможности предвидеть последствия собственной активности. Деяние представляет собой конкретную форму единства психологического и социологического описания активности субъекта и может быть использовано как единица психологического анализа личности. Посредством деяния обеспечивается персонализация индивида в системе межличностных отношений.

Деятельностного опосредствования межличностных отношений концепция
Специальная социально-психологическая концепция, рассматривающая межличностные отношения в любой достаточно развитой группе как опосредствованные содержанием и ценностями деятельности. Разработана А. В. Петровским и первоначально была названа "стратометрической концепцией". Деятельностное опосредствование понимается как системообразующий признак коллектива, определяющий его важнейшие социально-психологические характеристики. Осуществляя свою цель в конкретном предмете деятельности, группа тем самым изменяет себя, совершенствует свою структуру и преобразует систему межличностных отношений. Характер и направленность этих изменений зависят в конечном счете от конкретного содержания деятельности и ее ценностей, которые черпаются из более широкой социальной общности. Обращение к опосредствованию межличностных отношений совместной деятельности позволило понять характер групповой дифференциации и интеграции, построить типологию групп и выявить особенности групп высшего уровня развития (коллективов), показав их принципиальные качественные отличия (с использованием количественных индексов) от других малых групп; ориентировать психолога-практика на выяснение значимых параметров группового развития, способствуя тем самым решению задач диагностики группы и прогнозирования результатов ее деятельности, увидеть сложный, многоуровневый ("стратометрический") характер структуры межличностных отношений и необходимость учета отнесенности выявленных в исследовании явлений к конкретному уровню (страте) групповых процессов, охарактеризовать коллектив как общность, где индивид получает наиболее благоприятные возможности. Для удовлетворения своей потребности быть полноценной личностью и развития соответствующих способностей. В ходе экспериментальной разработки были введены в научный оборот ряд понятий, обозначающих определенные социальнопсихологические явления, а также предложены конкретные методики, с помощью которых выявляются параметры группы и личности в группе, отражающие эти явления.

Деятельностного опосредствования принцип
Деятельностного опосредствования принцип (от лат principium — основа, начало) — один из методологических принципов психологии, объясняющий детерминацию умственных процессов в сознании индивида (А. Н. Леонтъев), а также межличностных процессов в группах (А. В. Петровский) содержанием, целями и ценностью осуществляемой деятельности. Принцип деятельностного опосредования по отношению к отдельному индивиду позволяет понять и адекватно объяснить некоторые принимаемые им решения, а также тип поведения в деятельностной ситуации. По отношению к группе — понять и объяснить принятие групповых решений, причины группового поведения, процессы дифференциации и интеграции (см. Интеграция групповая). На основе принципа деятельностного опосредования и идеи уровневой организации развития группы была построена типология групп (см. Деятельностного опосредствования межличностных отношений концепция).

Деятельностный подход
Деятельностный подход (к изучению психики) — 1) принцип изучения психики, в основу которого положена разработанная Фихте, Гегелем и К. Марксом категория предметной деятельности (М. Я. Басов, С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев и их ученики), 2) теория, рассматривающая психологию как науку о порождении, функционировании и структуре психического отражения в процессах деятельности индивидов (А. Н. Леонтьев). При этом исходным методом изучения психики выступает анализ преобразований психического отражения в процессе деятельности, исследуемой в ее филогенетическом (см. Филогенез), историческом (см. Социогенез), онтогенетическом (см. Онтогенез) и функциональном развитии. Основные принципы деятельностного подхода: принципы развития и историзма; предметности; активности, включающей активность надситуативную как специфическую особенность психики человека; интериоризации — экстериоризации как механизмов усвоения общественноисторического опыта; единства строения внешней и внутренней деятельности; системного анализа психики; зависимости психического отражения от места отражаемого объекта в структуре деятельности. В контексте деятельностного подхода выделены критерии возникновения психики и стадии развития психики в филогенезе, разработаны представления о ведущей деятельности как основе и движущей силе развития психики в онтогенезе, об уподоблении как механизме формирования образа, о структуре деятельности (деятельность, действие, операция, психофизиологические функциональные системы), о значении, личностном смысле и чувственной ткани как образующих сознания, об иерархии мотивов и личностных смыслов как единицах строения личности. Деятельностный подход выступает как конкретно-научная методология для специальных отраслей психологии (возрастной, педагогической, инженерной, медицинской и т. п.)

Деятельность
Целеустремленная активность, реализующая потребности субъекта. В качестве объяснительного принципа психики категория деятельности используется при изучении различных областей психической реальности (психология познавательных процессов, мотивации, воли, эмоций, личности, внутригрупповых процессов) и при построении различных отраслей психологии. Использование категории деятельности в качестве объяснительного принципа привело к изменению принципов анализа психики в общей психологии (принцип единства сознания и деятельности, принцип единства строения внешней и внутренней деятельности, принцип интериоризации — экстериоризации как механизма усвоения общественно-исторического опыта (принцип зависимости психического отражения от места отражаемого объекта в структуре деятельности и др.) и к разработке положений о планомерном формировании умственных действий, о микроструктурном анализе познавательной и исполнительной деятельности, о деятельностном опосредствовании межличностных отношений и т. д.

Основными характеристиками деятельности являются предметность и субъектность. Специфика предметной детерминации деятельности состоит в том, что объекты внешнего мира не непосредственно воздействуют на субъект, а лишь будучи преобразованы в процессе деятельности, благодаря чему достигается большая адекватность их отражения в сознании. Филогенетические предпосылки предметности проявляются в обусловленности деятельности животных свойствами объектов, ключевыми раздражителями, выделившимися в ходе эволюции вида и служащими удовлетворению тех или иных биологических потребностей, а не любыми воздействиями внешнего мира. В своей развитой форме предметность свойственна исключительно человеческой деятельности. Она проявляется в социальной обусловленности деятельности человека, ее связи со значениями, фиксированными в закрепленных в орудиях схемах действия, в понятиях языка, социальных ролях, в ценностях, социальных нормах (см. Нормы социальные).

Субъектность деятельности находит свое выражение в следующих аспектах активности субъекта: в обусловленности психического образа прошлым опытом, потребностями, установками, эмоциями, целями и мотивами, определяющими направленность и избирательность деятельности; в личностном смысле ("значение для меня"), придаваемом мотивами различным событиям, действиям и деяниям.

При анализе деятельности выделяются три плана ее рассмотрения: генетический, структурно-функциональный и динамический. В генетическом плане исходной формой любой человеческой деятельности является социальная совместная деятельность, а механизмом развития психики человека выступает интериоризация, обеспечивающая усвоение общественно-исторического опыта путем преобразования социальной совместной деятельности в индивидуальную деятельность. В ходе интериоризации происходит также переход внешней по форме протекания деятельности во внутреннюю деятельность. В основе структурно-функционального рассмотрения деятельности лежит принцип анализа "по единицам" (Л. С. Выготский), при котором та или иная реальность разлагается на "единицы", содержащие в себе основные свойства, присущие этой реальности как целому.

Иерархические взаимосвязи между единицами деятельности подвижны. В зависимости от места отражаемого объекта в структуре деятельности изменяются содержание психического отражения, уровень отражения (осознаваемый, неосознаваемый) и вид регуляции деятельности (произвольный, непроизвольный). При рассмотрении деятельности в динамическом плане изучаются механизмы, обеспечивающие движение самой деятельности: надситуативная активность (см. Активность надситуативная), определяющая саморазвитие деятельности и возникновение ее новых форм, и установка, обусловливающая устойчивый характер целенаправленной деятельности в постоянно изменяющейся действительности. Реализация деятельности осуществляется на основе психофизиологических механизмов, изученных в русле "физиологии активности" Н. А. Бернштейна (см. Уровня построения движений концепция), теории "функциональных систем" П. К. Анохина (см. Акцептор результатов действия) и представлений о системной организации высших корковых функций А. Р. Лурия (см. Высшие психические функции).

Джеймса — Ланге теория эмоций
Выдвинута независимо друг от друга американским философом и психологом У. Джеймсом и датским медиком Я. Г. Ланге (80-90-е гг. XIX в). Согласно теории эмоций Джеймса - Ланге, возникновение эмоций обусловлено вызываемыми внешними воздействиями изменениями как в произвольной двигательной сфере, так и в сфере непроизвольных актов сердечной, сосудистой, секреторной деятельности. Совокупность ощущений, связанных с этими изменениями, и есть эмоциональное переживание. По Джеймсу: "Мы печальны потому, что плачем; боимся потому, что дрожим, радуемся потому, что смеемся". Если Джеймс связывал эмоции с широким кругом периферических изменений, то Ланге — только с сосудистодвигательной системой: состоянием иннервации и просветом сосудов. Таким образом, периферические органические изменения, которые обычно рассматривались как следствие эмоций, объявлялись их причиной. Теория эмоций Джеймса - Ланге представляла собой попытку превратить эмоции в объект, доступный естественному изучению. Однако, связав эмоции исключительно с телесными изменениями, она перевела их в разряд явлений, не имеющих отношения к потребностям и мотивам, лишала эмоции их адаптивного смысла, регулирующей функции. Проблема произвольной регуляции эмоций трактовалась при этом упрощенно, считалось, что нежелательные эмоции, например, гнев, можно подавить, если намеренно совершать действия, характерные для положительных эмоций. Основные возражения против теории эмоций Джеймса - Ланге, выдвигаемые в психологии, относятся к механистическому пониманию эмоций как совокупности ощущений, вызываемых периферическими изменениями, и к объяснению природы высших чувств. Критика теории эмоций Джеймса - Ланге физиологами (Ч. С. Шеррингтон, У. Кеннон и др.) основана на данных, полученных в экспериментах с животными. Главные из них свидетельствуют о том, что одни и те же периферические изменения происходят при самых разных эмоциях, а также при состояниях, с эмоциями не связанных. Л. С. Выготский подверг эту теорию критике за противопоставление "низших", элементарных эмоций, как обусловленных сдвигами в организме, "высшим", истинно человеческим переживаниям (эстетическим, интеллектуальным, нравственным и др.), будто бы не имеющим никаких материальных оснований.

Диагноз психологический
Психологический диагноз (diagnosis, от греч. diagnosis — распознание) — конечный результат деятельности психолога, направленной на описание и выяснение сущности индивидуально-психологических особенностей личности с целью оценки их актуального состояния, прогноза дальнейшего развития и разработки рекомендации, определяемых задачей психодиагностического обследования. Медицинское понимание диагноза, прочно связывающее его с болезнью, отклонением от нормы, отразилось и на определении этого понятия в психологии. В таком осмыслении психологический диагноз — это всегда выявление скрытой причины обнаружившегося неблагополучия. Подобные взгляды (например, в работах С. Розерцвейга (S. Rosenzweig)) приводят к неправомерному сужению предмета психологического диагноза, из него выпадает все то, что связано с выявлением и учетом индивидуально-психологических различий в норме. Психологический диагноз не ограничивается констатацией, а необходимо включает предвидение и выработку рекомендаций, вытекающих из анализа всей совокупности данных, полученных в ходе обследования в соответствии с его задачами. Предмет психологического диагноза — установление индивидуально-психологических различий как в норме, так и в патологии. Важнейшим элементом психологического диагноза является необходимость выяснения в каждом отдельном случае того, почему данные проявления обнаруживаются в поведении обследуемого, каковы их причины и следствия.

Диалог
Диалог (от греч. dialogos) — попеременный обмен репликами (в широком смысле репликой считается и ответ в виде действия, жеста, молчания) двух и более людей. В психологии исследования диалоги, связанные с анализом социальных механизмов психики, начались в XX в. (культурно-историческая теория Л. С. Выготского, интеракционизм, психоанализ, теория Ж. Пиаже (см. Женевская школа генетической психологии), работы М. М. Бахтина и др.). Особую область, активно разрабатываемую с 70-х гг., составляют психологические проблемы диалога человека с компьютером. Значение диалога для психологии заключается в том, что у ребенка диалог (речь, вызванная взрослым, обращенная ко взрослому и непосредственно связанная с действием) представляет собой структурно-генетически исходную, а затем — в течение жизни человека — универсальную составляющую речевого общения. Каждая реплика диалога (высказывание) — единица речи индивида — имеет предметную отнесенность (реплика о чем-то) и социальный характер (обращена к партнеру, регулируется микросоциальными отношениями между партнерами) диалога, онтогенетически предшествуя внутренней речи (см. Речь внутренняя), накладывает отпечаток на ее структуру и функционирование, а тем самым и на сознание в целом .

Дидактогения
Дидактогения (от греч. didaktikos — поучительный, genos — происхождение) — вызванное нарушением педагогического такта со стороны воспитателя (педагога, тренера, руководителя и т. д.) негативное психическое состояние учащегося (угнетенное настроение, страх, фрустрация и др.), отрицательно сказывающееся на его деятельности и межличностных отношениях. Дидактогения может являться причиной неврозов.

Динамическая психология
Динамическая психология (от греч. dynamikos— сильный, подвижный) — 1) один из разделов психологии, имеющий своим предметом мотивацию человеческого поведения, влечения, эмоции, конфликты, личности, т. е. динамический (побудительный, аффективный) аспект психической жизни в отличие от ее интеллектуальных проявлений; 2) одно из направлений психологии, рассматривающее всю психическую деятельность с точки зрения ее непрерывной динамики, активности. Наиболее крупный представитель динамической психологии — американский психолог Р. Будвортс, критикуя учение о том, что поведение живых существ исчерпывается связями между внешними раздражителями и ответными реакциями организма (см. Бихевиоризм), трактовал психический ответ на внешнее воздействие как сложный, изменчивый акт, в динамике которого интегрируются прошлый опыт, и своеобразие наличных условий — внутренних и внешних. Этот синтез не может быть объяснен ни ассоциацией исходных элементов, ни их автоматическим объединением в комплексы и достигается благодаря психической активности, основой которой служит стремление к цели как фундаментальное свойство живого знака, интенсивности и последовательности — даже при предъявлении лишь одного из стимулов.

Динамический стереотип
Динамический стереотип (от греч. dynamikos — сильный, подвижный, stereos — твердый, typos — отпечаток) — интегральная система привычных условнорефлекторных ответов, соответствующая сигнальной, порядковой и временной характеристике стимульного ряда (см. Стимул). Понятие введено И. П. Павловым (1932). Нервные процессы, лежащие в основе формирования динамического стереотипа, объединяются вследствие того, что текущий рефлекторный ответ (функциональное состояние) становится сигналом для следующего ответа и подкрепляется им. При упроченном стереотипе эта последовательность нервных процессов закрепляется, все ответы могут быть воспроизведены — с сохранением каждого изучаемого фактора, а также их комбинации.

Динамичность нервной системы
Динамичность нервной системы (от греч. dynamis — сила) — свойство нервной системы, характеризующееся легкостью возникновения возбуждения и торможения в ходе выработки условных рефлексов. Соотношение между показателями динамичности возбуждения и торможения определяется как баланс по динамичности (см. Уравновешенность нервных процессов). От динамичности нервоной системы зависят скорость и успешность первичного приспособления индивида к новым условиям. Динамичность нервной системы как ее самостоятельное свойство обнаружена в исследованиях В. Д. Небылицына (см. также: Лабильность; Подвижность).

Дисперсионный анализ
Дисперсионный анализ (в психологии) (от лат. dispersio — рассеивание) —статистический метод, позволяющий анализировать влияние различных факторов (признаков) на исследуемую (зависимую) переменную. Метод был разработан биологом Р. Фишером (1925) и применялся первоначально для оценки экспериментов в растениеводстве. В дальнейшем выяснилась общенаучная значимость дисперсионного анализа для экспериментов в психологии, педагогике, медицине и др.

Суть дисперсионного анализа. заключается в разложении (дисперсии) измеряемого признака на независимые слагаемые, каждое из которых характеризует влияние того или иного фактора или их взаимодействия. Последующее сравнение таких слагаемых позволяет оценить значимость. Благодаря такому стремлению (потребности) организм оказывается необычайно чувствительным к одним стимулам и безразличным к другим. Потребность тем самым не только определяет характер двигательных реакций, но и влияет на восприятие окружающего мира.

« Предыдущая страница Страница 2 из 3 Следующая страница »
Поделиться:

« Назад